МКОУ Детский сад №3 Алёнушка для детей раннего возраста

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка раннего возраста"

 Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию консультацию на тему «Развиваем речь ребенка раннего возраста». 

Ранний возраст (0 – 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем эти слова должны исходить от тех, кто заботиться о нем. и  Принципы, на которых основывается взаимодействие с ребенком: 1) в раннем возрасте ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, в целях продуктивности работы, играйте с ним в разные игры. Покачайте куклу, посадите цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия предметов, действий, чтобы  ребенок приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать; и 2) малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем расположении духа; 3) для того чтоб ребенок что – то запомнил, нужно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые понятия; 4) играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с которыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы. Перед игрой проведите предварительную работу по ознакомлению  малыша с животным, и только после этого приступайте; и 5) ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – постарайтесь сделать ваши игры короткими, но информативными; 6) чаще хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.

Большую роль в развитии речи детей раннего возраста играет мелкая моторика. Педагоги и психологи отмечают прямую взаимосвязь развития речи от уровня развития мелкой моторики. Есть множество методов развития движений пальцев  рук и кистей у детей раннего возраста. Одним из которых является нетрадиционная техника «пейп – арт» (в переводе с английского означает «бумажное мастерство» или как ее называли раньше «салфеточная пластика»). Эта техника позволяет работать с детьми, начиная с раннего возраста. Работа с обычными столовыми салфетками просто завораживает детей. Это очень доступный, красочный материал, легкий в работе. Салфетки можно подбирать по цвету, укладывать слоями, рвать, сминать, скручивать жгутиком, скатывать в трубочку с использованием карандаша, катать «шарики» и  «столбики» между ладонями и т.д. А из полученных «деталей» составлять простейшие композиции. Существуют два способа работы с готовыми «деталями». Один из них заключается в заполнении «деталями» заготовленного заранее рисунка, 

89a6b25ce57935ca6041464e089ad9db.jpg

а другой – выкладывание из «деталей» какого – либо изображения. 

8b04d8cd04fd2b3419d85fae998e9978.jpg

Самые простые работы из салфеток развивают детей и способствуют превращению руки малыша в умелую руку мастера.

Если же ваш малыш уже умеет говорить, то самое время использовать развивающие упражнения для активизации речи, такие как:  

1. Быстрое и медленное произношение фраз. Например, СЕРАЯ КОШКА СЕЛА НА ОКОШКО.  У НАШЕГО МИШКИ В МЕШКЕ БОЛЬШИЕ ШИШКИ.

2. Заучивание четверостиший. Например, стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

3. «Доскажи словечко» или «Скажи какой …» и другие.

Максимально используйте время, проведенное вместе с малышом для развития его речи. Во время прогулки побуждайте малыша к диалогу, наблюдая за окружающим миром.

В занятиях с детьми  по развитию речи рекомендую использовать следующую литературу:

–  Большая энциклопедия развития/ Ольга Александрова. – М.:Эксмо, 2014. – 248с.

– Косинова Е. М. Большой логопедический учебник с заданиями и  упражнениями для самых маленьких / Е. М. Косинова; ил. А. В.Кардашука. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2012. – 192с. 

Эти издания содержат как теоретический, так и практический материал,  направленный на всестороннее развитие малыша. 

Материал подготовила Копылова Е.М.

17 января 2017 в 12:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.